Новости
Обучение в профильной магистратуре в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития-2
В рамках данной программы по всей стране будет создано более 100 инновационных производств для которых потребуются кадры нового поколения - обладающие логическим мышлением, способные генерировать прогрессивные идеи, проектировать новые технологии.
В Послании народу КазахстанаНурлы Жол – путь в будущее Главой государства НурсултаномАбишевичем Назарбаевым дано задание приступить к подготовке таких специалистов в 10 ведущих вузах страны, в том числе иЮжно-Казахстанском государственном университете имени МухтараАуэзова.
Для реализации 2-го этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития в 2015 году в ЮКГУ им. Мухтара Ауэзова начата реализация образовательныхпрограмм магистратуры «Пищевая инженерия и безопасность продуктов питания» и «Безопасные технологии переработки сельскохозяйственной продукции»
Образовательные программы разработаны с учетом самого передового опыта и ориентированы на получение конкретных компетенций, необходимых для инновационных предприятий.
В процессе обучения магистрантами изучаются модули углубленной базовой подготовки и специальные модули, согласованные с вузами-партнерами и базовыми предприятиями.
Образовательные программы «Пищевая инженерия и безопасность продуктов питания» и «Безопасные технологии переработки сельскохозяйственной продукции»ориентированы на освоение новых технологий производства пищевой продукции функционального и лечебно-профилактического назначения и продвижение ее на зарубежные рынки.
Магистранты получают компетенции в области инновационных технологий переработки продукции растениеводства и животноводства, технологии низкотемпературной обработки и хранения сельскохозяйственных и пищевых продуктов, разработки технологии упаковки и транспортировки пищевых продуктов.
Образовательная программа предусматривает изучение современных подходов к обеспечению качества и безопасности сырья, продукции, технологических процессов на основе сенсорометрических и хемометрических методов анализа.
Преимуществом образовательных программ вуза является внедрение проектного обучения, проводимого непосредственно на базовых предприятиях, включенных в региональную Карту индустриализации.Магистранты проводят свои научные исследования на производственных площадках: ТОО «Компания Фудмастер-Шымкент», ТОО «Сайрам-сут», ТОО «Алтын-Дан», ТОО «Шымкент-сут», ТОО «Ордабасы кус», ТОО «Гульмайра», ТОО «Балмуздак» и т.д.
Подготовка кадров осуществляется при поддержке Акимата Южно-Казахстанской области и Палаты предпринимателей Южно-Казахстанской области. Для выработки совместных действий по подготовке кадров на базе университета проведен Региональный инновационный Форум.
Посещение министра образования Аслан Саринжипова и областного акимаБейбутАтамкулова экспериментально-технологической линии по переработки молока и производства молочных продуктов.
В настоящее время зарубежными вузами-партнерами по подготовке кадров по образовательной программам «Пищевая инженерия и безопасность продуктов питания» и «Безопасные технологии переработки сельхозяйственной продукции» являются, такие университеты как Университет Гент (Бельгия) Политехнический университет Валенсии (Испания); Университет Падова, Университет Пловдив (Болгария) - лучшими университетами Европы в области наук о продовольствии и пищевой безопасности.; Латвийский сельскохозяйственный университет (Латвия); Национальный исследовательский университет информационных технологий и оптики (Россия).
С участием зарубежных вузов-партнеров и представителей работодателей разработаны модульные образовательные программы.
Университет Гент (Бельгия) входит в ТОП 100 университетов мира в Шанхайском рейтинге и занимает 129 позицию по рейтингу QS. Политехнический университет Валенсии (Испания) - 67 позицию по рейтингу QS, Университет Падова-169-е место по Академическому Рейтингу Университетов Мира.
Профессор Гентского университета Вруно де Меюлинаер читает лекции магистрантам |
Профессор Гентского университета Вруно де Меюлинаер во время знакомства с достопримечательностями ЮКО |
Профессор Гентского университета Вруно де Меюлинаер для магистрантов прочитал цикл лекций по «Nutrifoodchem group – food allergens and Food Quality» |
Профессор Университета Падуя (Италия) Эди Дефранческо провела консультации по менеджменту в пищевой индустрии |
Лекции проводит Профессор Латвийского сельскохозяйственного университета (Латвия) Инга Ципровица
Научный Центр Пищевой инженерии и регулирования пищевой безопасности оборудован экспериментально-технологическими линиями, позволяющей обеспечивать переработку молока с получением различных молочных продуктов, переработку мяса до различных мясопродуктов, также линия по производству сушенных овощей и фруктов. Исследовательское оборудование позволяет проводить исследования качества сырья и готовой продукции на всех этапах технологического цикла. Особенность установки заключается в возможности обеспечить изучение полного цикла производства и переработки молока, мяса и плодов и овощей с осуществлением контроля уровня безопасности продуктов.
Фундаментальная исследовательская подготовка магистрантов осуществляется в Региональной лаборатории конструционных и биохимических материалов, оснащенной исследовательским оборудованием последнего поколения.
К услугам магистрантов – растровый электронный микроскоп с системами энергодисперсионного микроанализа, сканирующий спектрофотометр, высокоэффективный жидкостной хромотограф Вариант Про стар, спектрофотометр индуктивно-связанной плазмы с масс-спектрометрическим детектированием, газовый хроматомасс-спектрометр.
Аналитические возможности лаборатории позволяют магистрантам проводить исследования материалов и микроструктур на наноуровне с высокой точностью получаемых результатов.
Профессор Латвийского сельскохозяйственного университета (Латвия)Инга Ципровица проводит мастер-классна экспериментально-технологической линии по переработки молока и производства молочных продуктов
Лабораторные занятия по дисциплине «Оборудование по переработке молока и молочных продуктов». Изучение устройства и принципа работы оборудования технологической линии по переработке молока.
В целом, 80% кадровой потребности производств, вводимых по Карте индустриализации на юге страны к 2017 году будут обеспечены за счет выпускников Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова.
Реализация образовательных программ подготовки кадров станет вкладом университета в повышение конкурентоспособности национальной экономики и процветание Республики Казахстан.
Академическая мобильность магистрантов и ППС образовательной программы
По академической мобильности 5 магистрантов обучались в Гентском университете (Бельгия), где они помимо теоретического обучения, имели возможность посетить предприятия: Fribora – предприятие по производству полуфабрикатов глубокой заморозкой, Cobelplast – предприятие по изготовлению пленок для упаковки, Avamoplast - предприятие по изготовлению упаковок для пищевых продуктов.
В Латвийском сельскохозяйственном университете (г.Елгава, Латвия) обучались 2 магистранта, которые посетили компанию «VICA» -производство морепродуктов (Литва)
В университете (Итралия) прошел обучение 1 магистрант, который ознакомился с заводами по производству сыра – GranaPadano, Commakampanya; заводами по производству мягкого сыра в г. Камолино, г. Санта-Джустина, г. Чезьомаджоре.Также по программе в рамках ГПИИР прошли повышение квалификации и зарубежные стажировки преподаватели кафедры и магистранты. Так, по программе ITP "Food Safety, Quality Assurance Systems and Risk Analysis" с 28.09. по 16.12. 2015 г успешно прошли доцент Орымбетова Г.Э. и старший преподаватель Кантуреева Г.О. Всего прошли повышение квалификации и зарубежную стажировку более 70% (20 ППС кафедры).
В настоящее время обучаются 3 магистранта в университете Падуя, 2 магистранта проходят стажировку в Политехническом университете Валенсии (Испания), 1 магистрант - Университет Падуя (Италия), 1 магистрант - Латвийский сельскохозяйственный университет (Латвия).
Образовательная программа«Безопасные технологии переработки сельскохозяйственной продукции»
Цель 1 Подготовка магистров, способных проводить мониторинг в области переработки сельхозпродукции, находить оптимальные решения по повышению эффективности переработки сырья растительного и животного происхождения с целью расширения ассортимента пищевых продуктов |
Результат 1.Проектировать и внедрять энергосберегающие, малоотходные, экологически чистые технологии переработки сельхозпродукции. Результат2.Обеспечивать качество и безопасность продукции, технологических процессов переработки сырья растительного и животного происхождения Результат 3.Разрабатывать технологии упаковки, хранения и транспортировки пищевых продуктов. Результат 4.Оценивать функциональность и безопасность пищевых продуктов в контексте со здоровьем человека, анализировать проблемы питания Результат5.Уметь управлять качеством пищевых продуктов, технологическими процессами и составом готовой продукции Результат6. Применять экологические нормативы для производства, хранения сырья, готовой продукции в процессах переработки растительного и животного сырья с соблюдением принципов управления качеством Результат7. Владеть навыками анализа и обработки результатов исследований при проектировании новых продуктов питания с заданными функциональными свойствами Результат8. Анализировать и уметь применять инновационные технологии для решения комплексных инженерных задач при переработке сырья растительного и животного происхождения. Результат9. Решать инженерные, аналитические и управленческие задачи, используя основные принципы устройств, процессов и технологий по переработке сельхозпродукции Результат10.Оптимизировать методику решения проблемных ситуаций и управления рисками от воздействия различных негативных факторов в процессе внедрения готовой продукции |
Цель 2. Подготовка магистров, обладающих лидерскими качествами и навыками логического анализа и решения поставленных задач, способных интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного общения
|
Результат 11.Овладеть необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения поставленных задач в различных областях профессиональной и научной деятельностидля возможности интегрироваться в международную профессиональную среду, а также для принятияконкретных решений в области безопасной организации труда. Результат 12. Руководить командой специалистов,решать производственные проблемы, связанные с множественными взаимосвязанными факторами, приниматьответственность за постановку задачи и полученные результаты. Результат 13. Самостоятельно учиться и повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности, владеть иностранным языком на уровне, позволяющем работать в интернациональной среде. |
Основные задачи образовательной программы:
- предоставить магистрантам фундаментальные знания теории в области управленческой, научно-исследовательской и проектной деятельности при переработке сельхозпродукции;
- обеспечить приобретение магистрантами аналитических, исследовательских навыков и компетенций, которые позволяют решать задачи совершенствования и развития новых технологий для повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации;
- обеспечить магистрантов умениями и навыками профессионально – ориентированного подхода к непрерывному обучению, которые позволят им успешно применять прогрессивные и безопасные технологии переработки сельхозпродукции и обеспечить высокоэффективную работу на протяжении всей их профессиональной карьеры;
- предоставить магистрантам уровень профессиональной подготовки на основе социально-экономических и научно- технических закономерностей развития общества, включающий его личностное отношение к предмету деятельности в области пищевых производств.
Компетенции выпускника:
Универсальные компетенции:
УК1Способностью самостоятельно учиться, приобретать новые знания, умения в области естественных и социально-экономических наук и использовать их в профессиональной деятельности;
УК2Способностью к применению логического и критического мышления для решения проблем в профессиональной сфере;
УК3Способностью к применению передовых профессиональных знаний и умений на практике;
УК4Способностью выявлять научную сущность проблем и формулировать постановку задачи в профессиональной области;
УК5Способностью решать проблемы в профессиональной деятельности на основе критического анализа и синтеза;
УК6 Способностью оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
УК7Способностью к применению инноваций ;
УК8Способностью к использованию передовых информационно-коммуникационных технологий;
УК9Способностью к ведению исследовательской деятельности;
УК10Способностью к организации работы команды;
УК11Способностью грамотно строить коммуникации, исходя из целей и ситуации общения;
УК12Способностью критически оценивать и переосмысливать накопленный опыт, рефлектировать профессиональную и социальную деятельность;
УК13Способностью самостоятельно осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде;
УК14Способностью осознанно проявлять толерантность и уважение по отношению к другим;
УК15Способностью свободно общаться на профессиональные темы на государственном, русском и иностранном языках;
УК16Способностью поддерживать здоровый образ жизни;
УК17Способностью использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности;
УК18Способностью саморазвития и адаптации к новым экономическим, социальным, политическим и культурным ситуациям;
УК19Способностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
УК20 Способностью к осознанию ценностей национальной культуры, уважительным и бережным отношением к историческому наследию и культурным традициям;
УК21Способностью проявлять инициативу и находить организационно-управленческие решения производственных проблем.
Предметные компетенции:
ПК 1 Способностью и готовностью организовать высокопроизводительное использование и надежную работу современного технологического оборудования в соответствии с направлением подготовки;
ПК2 Способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
ПК3 Способностью к планированию, организации и проведению научно-исследовательских работ в области пищевых технологий;
ПК4Способностью проводить детальный анализ научной и технической информации в области технологии пищевых производств и смежных дисциплин с целью научной, патентной и маркетинговой поддержки проводимых фундаментальных исследований и технологических разработок;
ПК5 Способностью анализировать и адаптировать современные базовые технологии для использования полученных знаний для решения профессиональных задач;
ПК6Способностью к разработке системы менеджмента качества пищевых продуктов в соответствии с требованиями казахстанских и международных стандартов качества;
ПК7Способностью оценивать общественные и экологические последствия практической деятельности на основе глубоких знаний о требованиях пищевой безопасности и защиты окружающей среды, а также законодательных основ
ПК8 Способностью применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды;
ПК9 Способностью к применению современных принципов, методов и способов переработки сельскохозяйственной продукции;
ПК10 Способностью обобщать и использовать технологии и технические средства цехов и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;
ПК11Способностью составлять технологические карты переработки продукции растениеводства и животноводства с учетом выбора систем машин и оборудования;
ПК12Способностью устанавливать режимы хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
ПК13 Способностью оперировать полученными в ходе исследований навыками и умениями в практической деятельности и уметь отстаивать свою позицию с учетом мнения коллег
ПК14 Способностью прогнозировать результаты своей деятельности, контролировать хода технологического процесса и анализ его результатов
ПК15Способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения;
ПК16 Готовностью и способностью разрабатывать и оптимизировать современные наукоемкие технологии в различных областях приложения холодильной, криогенной техники и систем жизнеобеспечения с учетом экономических и экологических требований;
ПК17 Готовностью и способностью разрабатывать технико-экономические обоснования проектируемых низкотемпературных машин и установок, составлять техническую документацию на проекты, их элементы и сборочные единицы;
ПК18 Способностью проектировать низкотемпературные машины и установки с учетом требований обеспечения их максимальной производительности, надежности, долговечности и безопасности;
ПК19 Способностью находить рациональные решения при создании конкурентоспособной продукции с учетом требований их максимальной безопасности;
ПК20 Готовностью и способностью разрабатывать и реализовывать программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности холодильных систем, включая транспортные, коммерческие и бытовую холодильную технику
Содержание образовательной программы
Наименование модуля |
Формируемые компетенции |
Кредиты КZ |
Креди-ты ECTS |
Период изучения |
Компоненты модуля |
Цикл дисциплины |
Компонент |
Форма контроля |
Модуль базовых дисциплин |
||||||||
Социальная и языковая подготовка |
УК11, УК15,УК21, ПК12 |
5 |
10 |
1 семестр |
|
БД |
ОК |
экзамен |
|
БД |
ОК |
экзамен |
|||||
|
БД |
ОК |
экзамен |
|||||
Модули специальности |
||||||||
Oбработкa сельскохозяйственного сырья |
УК1, УК4, УК6, УК7, УК12, УК13, УК17,ПК1, ПК6, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12, ПК14 |
10 |
16 |
1 семестр
|
Термическая обработка растительного и животного сырья/ Специальные главы термодинамики низкотемпературных систем |
БД |
КВ |
экзамен |
Инновационные технологии хранения и переработки продукции растениеводства |
ПД |
ОК |
экзамен |
|||||
Инновационные технологии хранения и переработки продукции животноводства |
ПД |
ОК |
диф. зач |
|||||
Низкотемпературная обработка сельскохозяйственного сырья |
ПД |
КВ |
диф. зач |
|||||
Управление качеством и безопасность пищевых продуктов |
УК1, УК4, УК6, УК7, УК12, УК13, УК17,ПК1, ПК6, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12, ПК14 |
12 |
20 |
2 семестр |
Упаковка пищевых продуктов |
ПД |
КВ |
экзамен |
Управление качеством пищевых продуктов |
ПД |
КВ |
экзамен |
|||||
1 семестр |
Пищевая безопасность и управление рисками / Теория холодильных машин |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
2 семестр |
Моделирование рецептур пищевых продуктов с заданными свойствами / Кондиционирование воздуха пищевых предприятий |
ПД |
КВ |
экзамен |
|
Траектория1 Технология переработки молока и молочных продуктов |
|||||||
Технологический модуль |
УК1, УК4, УК6, УК7, УК12, УК13, УК17,ПК1, ПК6, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12, ПК14 |
9 |
15 |
2 семестр |
Переработка молока и молочных продуктов (углубленный курс) |
ПД |
КВ |
курсовая работа |
2 семестр |
Оборудование по переработке молока и молочных продуктов |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
2 семестр |
Технология производства молочных продуктов с заданными свойствами |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
|
Траектория 2 Технология переработки плодов и овощей |
|||||||
Технологический модуль |
УК1, УК4, УК6, УК7, УК12, УК13, УК17,ПК1, ПК6, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12, ПК14 |
9 |
15 |
2 семестр |
Глубокая переработка плодов и овощей |
ПД |
КВ |
курсовая работа |
2 семестр |
Оборудование по переработке плодов и овощей |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
2 семестр |
Технология производства продуктов из растительного сырья с заданными свойствами |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
|
Траектория 3 Технология переработки мяса и мясных продуктов |
|||||||
Технологический модуль |
УК1, УК4, УК6, УК7, УК12, УК13, УК17,ПК1, ПК6, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12, ПК14 |
9 |
15 |
2 семестр |
Переработка мяса и мясных продуктов (углубленный курс) |
ПД |
КВ |
курсовая работа |
2 семестр |
Оборудование по переработке мяса и мясных продуктов |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
2 семестр |
Технология производства мясных продуктов с заданными свойствами |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
Траектория 4 Технология низкотемпературной обработки и хранения сельскохозяйственных и пищевых продуктов |
||||||||
Технологический модуль |
УК1, УК4, УК6, УК7, УК12, УК13, УК17,ПК1, ПК6, ПК8, ПК9, ПК10, ПК11, ПК12, ПК14, ПК15, ПК16, ПК17, ПК18, ПК19, ПК20 |
9 |
15 |
2 семестр |
Хладоснабжение предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства |
ПД |
КВ |
курсовая работа |
2 семестр |
Автоматизация систем хладоснабжения |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
2 семестр |
Эксплуатация холодильных систем |
ПД |
КВ |
экзамен |
||||
Приобретение практических навыков |
|
4 |
16 |
|
Экспериментально-исследовательская работа магистранта |
|
|
отчет
|
6 |
15 |
|
Производственная практика |
|
|
отчет |
||
Итоговая государственная аттестация |
|
1 |
4 |
|
Комплексный экзамен |
|
|
экзамен |
3 |
10 |
|
Защита магистерской диссертации |
|
|
защита |